Фактор: USD
Отсутствие доступа к рынку США 163 108 659,16
Использование посредников/удорожание товаров 173 210 916,43
Увеличение затрат на фрахт и страхование 72 160 602,95
Неполученные доходы от экспорта 2 343 135 842,95
Страновой риск/увеличение финансовых затрат 47 290 204,71
Запрет на использование доллара США 85 139 436,80
Другие факторы* 12 535 892,72
ИТОГО 2 896 581 555,72
3.2 Финансовый ущерб
Ущерб, наносимый Кубе блокадой, установленной США, продолжает расти и особенно ощутим в финансовой и банковской сферах, что порождает серьезные проблемы, препятствующие нормальной и надлежащей деятельности в этих сферах и увеличивающие расходы на банковские и торговые операции. Рассматриваемый период отмечен тенденцией иностранных банковских и финансовых учреждений отказываться от осуществления операций с кубинскими банками, а также закрытием доступа к счетам и ключам для обмена финансовой информацией, установленным Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication (SWIFT).
В период с апреля 2018 года по март 2019 года 140 иностранных банков отказались от сотрудничества с кубинской банковской системой. За этот период еще 12 иностранных банковских учреждений отказались предоставлять услуги Кубе, ссылаясь на установленную США блокаду, что препятствует нормальной работе и оперативности кубинских банковских учреждений, которые вынуждены работать в атмосфере постоянного напряжения, неопределенности и в неблагоприятных условиях, чтобы обеспечить безопасное движение своих финансовых потоков.
За рассматриваемый период валютно-финансовый ущерб по оценкам составляет 725,8 миллиона долларов, что на 35% больше по сравнению с предыдущим периодом.
Основные трудности, с которыми столкнулись кубинские банковские учреждения в рассматриваемый период, перечисляются ниже:
Ужесточение мер блокады информационных услуг:
• Остаются неизменными проблемы, связанные с доступом к новым технологиям Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication (SWIFT), поскольку большинство предприятий, предоставляющее программное обеспечение и технологии являются американскими компаниями.
• Ряд иностранных банков обратились в кубинские банковские учреждения с тем, чтобы отменить ключи для обмена SWIFT-сообщениями, служащие для авторизованных отношений между банками-корреспондентами и позволяющие фильтровать и ограничивать получаемые и отправляемые сообщения (англ. RMA).
Ограничения на использование долларов США в торговых и финансовых транзакциях с заграницей:
• Остаются неизменными ограничения на использование долларов США во внешних торговых и финансовых операциях Кубы, что порождает значительные убытки вследствие колебаний обменного курса между долларами США и валютой третьих стран, с которыми производятся операции по взиманию платежей и осуществлению выплат.
Отказ в банковских услугах:
• Просьба о закрытии счетов: 8 иностранных банков, из них 7 европейских и 1 азиатский банк.
• Отказ производить перечисления с Кубы и на Кубу и предоставлять прочие банковские услуги: 15 банковских учреждений, из них 9 азиатских банка, 3 европейских, 2 латиноамериканских банка и 1 банк Океании. Выделяются следующие примеры:
• Банк одной из латиноамериканских стран направил своему кубинскому партнеру SWIFT-сообщение о том, что, начиная с января 2019 года, он не может участвовать в транзакциях по аккредитивам и международных перечислениях, в которые вовлечены компании, включенные в список санкционированных кубинских учреждений, составленный Государственным департаментом США (англ. Cuban Restricted List).
Из-за отказа оформлять банковские документы Куба вынуждена прибегать к другим альтернативам в поисках банков, которые согласятся работать с кубинскими банками, чтобы, таким образом, осуществлять платежи поставщикам или получать доходы в валюте. Это означает, что Куба не может располагать средствами в нужный момент для выполнения своих обязательств и/или для приобретения насущно необходимых товаров, что порождает неопределенность относительно предназначения фондов.
• Задержание фондов кубинских учреждений в иностранных банках: 2 европейских банка.
• Отмена ключей для обмена SWIFT-сообщениями, служащих для авторизованных отношений между банками-корреспондентами, со стороны иностранных банков: 24 банка, из них 15 европейских, 3 банка латиноамериканских стран, 2 азиатских, 2 банка Океании, 1 американский и 1 африканский банк. Например:
• Банк одной из латиноамериканских стран сообщил, что они не в состоянии обмениваться информацией, хотя банк ранее сам направил просьбу об обмене ключами для SWIFT-сообщений.
• Negativas de bancos extranjeros a avisar y/o tramitar operaciones de cartas de Отказ иностранных банков авизировать и/или производить операции с аккредитивами: 16 учреждений, из них 15 азиатских банка и 1 европейский. В большинстве случаев такие отказы порождают излишние задержки, поскольку кубинская сторона вынуждена сообщить своему поставщику о том, что должна искать альтернативный банк, который согласится бы оформить документы.
• Возврат банковских операций: 63 банковских учреждения, из них 37 европейских банков, 13 азиатских, 8 латиноамериканских, 3 американских банка, 1 африканский банк и 1 банк Океании.
• Одно из европейских банковских учреждений возвратило перечисление кубинскому банку из-за политики выполнения требований, установленных банком бенефициара, несмотря на то, что кубинский банк представил ранее все запрошенные реквизиты.
• Отмена банковских операций и корреспондентских соглашений: 8 банков, из них 3 азиатских, 3 европейских и 2 латиноамериканских банка. Ниже приводятся некоторые примеры:
• Банк одной из латиноамериканских стран сообщил своему кубинскому партнеру о прекращении своих отношений с Кубой, сославшись на тот факт, что Куба санкционирована ОФАК, вследствие чего лица или учреждения, получающие или предоставляющие финансовую помощь учреждениям, включенным в этот список, сталкиваются с риском того, что к ним будут относиться, как к наркоторговцам, международным преступникам или террористам.
• Один европейский банк запросил аннуляцию операций с Кубой в виду различных международных эмбарго и санкций со стороны США, в связи с чем кубинский банк был вынужден искать новые альтернативы в том же городе.
• Два банка Латинской Америки объявили, что впредь не буду осуществлять кубинские транзакции. Это ограничивает оперативность платежа поставщикам и получение средств от экспорта кубинских товаров. В числе кубинских учреждений, понесших ущерб по этой причине, стоит отметить компании Cubana de Aviación, FARMACUBA, CUBADEPORTE и учреждения, занимающиеся импортом кубинских продуктов.
• Просьба о предоставлении дополнительных документов и другие требования для осуществления банковских операций: 4 банковских учреждения, из них 2 азиатских банка, 1 европейский и 1 американский банк. Приведем некоторые примеры:
• Один европейский банк, после слияния с другим банком того же города, в целях официального оформления в своих регистрационных книгах счета кубинского банка направил SWIFT-сообщение с необычными требованиями относительно того, что в платежах со стороны кубинского банковского платежа не должны фигурировать клиенты, связанные с военными сферами, вооруженными силами, полицией, а также имущество американского происхождения.
• Одно европейское банковское учреждение, ссылаясь на требования для обеспечения выполнения норм банка, запросило у кубинского банка дополнительную и необычную информацию, в том числе, подтверждение того, что товары не будут применяться в военных целях.
Кубинские учреждения вынуждены принимать внешнее финансирование на крайне обременительных условиях:
• Кубинские банковские и предпринимательские учреждения должны платить высокие процентные ставки, превышающие ставки, устанавливаемые рынком для таких же операций других стран. Это происходит в результате обложения Кубы дополнительными ставками вследствие ее квалификации как рискованной страны. Страновой риск является главным фактором при анализе реализуемости и стоимости финансовых операций. В случае Кубы страновой риск увеличивается вследствие действующей блокады.
Трудности с отправлением и получением банковских документов через почтовые агентства:
• Почтовое агентство DHL Express-Habana направило кубинскому банку список стран, на которые впредь распространяется почтовая служба вследствие установленных ОФАК ограничений, со следующим уведомлением: После предварительного уведомления со стороны почтового агентства клиент может осуществить почтовые отправления лишь по свою ответственность. Если клиент настаивает на отправлении почты, DHL-служба не несет ответственности за дальнейшую судьбу посылки, поскольку после уведомления клиент теряет это право. Следует подчеркнуть, что любая страна, осуществляющая отправки типа DOX или WPX на Кубу, должна представить гарантийное письмо (LOI), при этом решение о представлении такого письма остается за клиентом».
• Английское почтовое агентство The People Network (TNT) уведомило кубинский банк о прекращении предоставления услуг, сославшись на список санкционированных кубинских учреждений, опубликованный Государственным департаментом США. В этом случае речь шла о платежных документах одной кубинской компании по экспорту.
• Один кубинский банк получил уведомление от американского банковского учреждения о его несогласии подписывать документы от почтового агентства DHL Express, предусматривающие оплату банком возможного штрафа за оформление документов, отправляющихся на Кубу.
Из-за этих трудностей документарные переводы, в том числе коносаменты, отправляются в виде копий по электронной почте, вместо оригиналов, которые могли бы быть отправлены по DHL-почте. В результате кубинские импортирующие предприятия вынуждены искать другие альтернативы получения этих документов. С другой стороны такое отправление документов не предоставляет такой же гарантии и безопасности, какую обеспечивают банковские каналы.
4. Блокада нарушает международное право. Экстерриториальное применение блокады.
_________________________________________________________________
Экстерриториальный характер блокады продолжает оставаться отличительной характеристикой агрессивной политики США в отношении Кубы. Эта совокупность санкций не только наносит серьезный ущерб Кубе, но и затрагивает интересы и суверенные права третьих стран, что является нарушением международного права, целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций и норм свободной торговли.
За рассматриваемый в данном докладе период применение блокады еще более ужесточилось вследствие решения правительства США на основании Раздела III закона Хелмса-Бертона предоставить возможность подавать иски в суды США против компаний, «торгующих» имуществом, национализированным на Кубе в 1960 году санкционирующее, под прикрытием Раздела III закона Хелмса-Бертона подачу исков в суды США против предприятий и лиц, чья торговая деятельность связана каким-либо образом с имуществом, национализированным на Кубе в 1960 году. Это распоряжение нарушает принципы свободной торговли, усиливает экстерриториальный характер санкций против Кубы, а также причиняет ущерб экономическим и торговым отношениям острова с международным сообществом.
Закон Хелмса-Бертона, попирающий принципы международного права, в том числе, право народов на свободное самоопределение, принципы свободной торговли, суверенное равенство и невмешательство во внутренние дела государств, абсолютно неприемлем на Кубе. Закон № 80 «О ратификации кубинского достоинства и суверенитета», утвержденный Национальной ассамблеей Народной власти в декабре 1996 года, объявил вышеуказанный нормативный акт США незаконным, недействительным и не имеющим никаких юридических последствий на территории Кубы.
Принятие закона Хелмса-Бертона обусловило появление «законов-противовесов», принятых третьими странами, такими как, Мексика, Канада и страны Евросоюза, с тем, чтобы защититься от негативных последствий в случае применения этого закона.
Евросоюз принял «Блокирующий статут», запрещающий исполнение судебных решений США, касающихся раздела III закона Хелмса-Бертона в пределах своей территории. Правительство Канады внесло поправку в Закон против иностранных экстерриториальных мер, устанавливающую следующее: «ни одно решение, вынесенное в соответствии с законодательством США, не будет признано или каким-либо образом приведено в исполнение в Канаде». В свою очередь, в Мексике введен в действие Закон о защите торговли и инвестиций от иностранных норм, противоречащих международному праву.
4.1. Ущерб, нанесенный кубинским учреждениям (примеры):
За рассматриваемый период продолжают расти убытки, понесенные кубинскими организациями в своих торговых отношениях с третьими странами из-за закрытия банковских счетов, невозможности проведения банковских операций по платежу или получению денег за различные услуги и аннулированию торговых контрактов. Ниже приводятся некоторые примеры:
1 июня 2018 года из-за блокады США против Кубы филиал голландского банка ING в Люксембурге отказался произвести перечисление люксембургской компании E-Times Corp на счет кубинской компании CUBAEXPORT.
12 июня 2018 года филиал банка Australia and New Zealand Banking Group (ANZ) в Новой Зеландии направил письмо в Ассоциацию туроператоров Новой Зеландии (TAANZ) с уведомлением о запрете на осуществление любых транзакций или договоренностей, связанных непосредственно или косвенно со странами под санкциями США, в число которых входит и Куба.
2 августа 2018 года бразильский филиал компании FEDEX прекратил предоставлять свои услуги посольству и консульству Кубы в Бразилии, сославшись на распоряжение, полученное из его головного офиса в США, вследствие того, что Куба находится под санкциями ОФАК.
15 августа 2018 года стало известно, что банк Santander Rio в Аргентине не осуществил перечисление HAVANATUR в банк BFI на сумму в 250 000 долларов (в их эквиваленте в евро).
16 августа 2018 года стало известно, что доминиканские банки BANRESERVAS и BHD-León закрыли счета филиала кубинской авиакомпании Cubana de Aviación в Доминиканской Республике из-за санкций США, введенных против Кубы.
21 августа 2018 года панамский банк MULTIBANK в городе Панама закрыл текущий счет в долларах кубинской компании Cubana de Aviación S.A.
28 августа 2018 года дочерняя компания американской компании FedEx в Сент-Люсии закрыла счет посольства Кубы в этой стране из-за положений по блокаде.
30 сентября 2018 года филиал американской компании FedEx на Багамах закрыл счет посольства Кубы в этой стране по указанию своего юридического отдела в США.
1 октября 2018 года стало известно, что филиал голландского банка DSB в Суринаме отказалось от дальнейшего осуществления денежных переводов в долларах для посольства Кубы в этой стране из-за положений по блокаде.
2 октября 2018 года отель Hilton Fukuoka Sea Hawk в Японии отказал в бронировании номеров посольству Кубы в этой стране из-за распоряжений своего головного офиса в США, сославшись на санкции, установленные США в отношении Кубы.
16 октября 2018 года вследствие санкций США, установленных против Кубы, филиал американской компании FedEx на Ямайке блокировал выдачу двух почтовых пакетов с паспортами, направленных кубинским посольством в Вашингтоне в кубинскую дипмиссию в Кингстоне.
30 октября 2018 года панамское финансовое учреждение MULTIBANK предъявило посольству Кубы в Панаме аффидевит о прекращении связей с Кубой. Документ, обоснованный положениями по блокаде, требовал подписи кубинского посла в Панаме как законного представителя Кубы.
29 ноября 2018 года банк с частным капиталом «Халык банк» (Halyk Bank), объединившийся с банком KAZKOM в Казахстане направил посольству Кубы в этой стране уведомление о временном замораживании счетов, изменении нумерации без предварительного предупреждения и начислении высоких комиссионных сборов, сославшись на положения по блокаде.
17 декабря 2018 года стало известно, что филиал американской компании FedEx в Сент-Китс и Невис направил посольству Кубы в этой стране сообщение о прекращении услуг отправления и получения почты.
17 декабря 2018 года банковское учреждение из Малайзии MAYBANK направило кубинскому гражданину Мигелю Моралесу уведомление о закрытии его счета после полученных распоряжений, обоснованных положениями по блокаде.
4 января 2019 года стало известно, что Национальный банк Канады направил канадской компании INTERCOPEX LTD в Торонто сообщение о новых ограничениях почтовой службы экспресс-почты DHL в отношении подпадающих под санкции стран, в том числе Кубы, на отправление документов в нашу страну. В связи с прекращением услуг DHL Национальный банк Канады уведомил об этом все кубинский банки.
16 января 2019 года компания-поставщик DEVEXPORT направила кубинскому предприятию-импортеру CEXNI сообщение о невозможности осуществления поставок по контракту 80063 на закупку 143 тон цианистого натрия в прессованных брикетах для получения сплава Доре (золотой сплав), обосновав это тем, что власти страны-производителя запретили поставки на Кубу в 2019 году, чтобы оградить свои предприятия от санкций со стороны Министерства финансов США за свои деловые отношения с островом.
В феврале 2019 года ряд поставщиков предприятия MEDICUBA, с которыми были заключены контракты, сообщил, что панамский банк MULTIBANK объявил о закрытии кубинских счетов, в связи с чем возникли трудности с получением платежей и осуществлением банковских операций. В результате предприятие MEDICUBA было вынуждено искать другие варианты и разрабатывать дополнения к уже подписанным контрактам.
В апреле 2019 года руководство Японской национальной корпорации нефти, газа и металлов (англ. сокр. JOGMEC) направило посольству Кубы в этой стране сообщение о решении трех входящих в состав корпораций компаний прекратить свое участие в совместном с CUPET проекте геохимического исследования в целях разработки возможного проекта в условиях риска по одному и более блокам в мелководной зоне и/или на суше. Это решение было обосновано деловыми отношениями этих компаний с США.
4.2 Ущерб, нанесенный банковской и финансовой сфере (примеры):
5 октября 2018 года ОФАК оштрафовало на 5 263 171 доллар банковское учреждение J.P. MORGAN CHASE за осуществление банковских операций и оказание неавторизованных услуг клиентам, включенных в Список особо означенных граждан и заблокированных лиц, в период с 2008 по 2012 год.
19 ноября 2018 года банковско-финансовое учреждение Société Générale S.A. в Париже, Франция, приняло решение выплатить 1 340 231 916 долларов ОФАК Министерства финансов США, Офису генерального прокурора Южного округа Нью-Йорка, Офису окружного прокурора Нью-Йорка, Федеральной резервной системе и Департаменту финансовых услуг штата Нью-Йорк за нарушение со стороны этого учреждения положений по контролю над кубинскими активами, положений по применению финансовых санкций в отношении Ирана и положений по санкциям против Судана. Согласно ОФАК Société Générale S.A. осуществило 796 банковских операций, в том числе связанных с Кубой, на сумму, превышающую 5 000 500 000 000 долларов за период с 11 июля 2007 года по 26 октября 2010 года. Данный штраф является вторым по размеру штрафом, налагаемым на финансовое учреждение из-за деловых связей с Кубой.
1 апреля 2019 года панамский банк MULTIBANK закрыл неустановленное количество банковских счетов, принадлежащих компаниям этой страны и другим зарубежным компаниям, которые поддерживают деловые отношения или торговые связи с Кубой, в том числе, счета корпункта информационного агентства «Пренса Латина».
9 апреля 2019 года ОФАК Министерства финансов США ввело санкции против банковско-финансового учреждения STANDARD CHARTERED BANK со штаб-квартирой в Англии, из-за предполагаемых нарушений положений по контролю над кубинскими активами и других пакетов санкций, введенных против Ирана, Сирии, Судана и Мьянма. Во избежание судебного процесса британская компания договорилась о выплате ОФАК суммы в 639 023 750 долларов, а другим правительственным и государственным ведомствам США суммы в 2 715 100 479 долларов.
15 апреля 2019 года ОФАК Министерства финансов наложило огромные штрафы на европейские филиалы UNICREDIT GROUP в Германии, Австрии и Италии за нарушения положений по контролю над кубинскими активами и другие пакеты санкций, введенных против Мьянма, Судана, Сирии, Ирана и Ливии. В результате, чтобы избежать иск по гражданскому делу компания UNICREDIT BANK AG договорилась о выплате ОФАК и другим правительственным и государственным ведомствам США 553 380 759 долларов, UNICREDIT BANK Austria AG – 20 326 340 долларов и UNICREDIT S.P.A. – 37 316 322 долларов.
5. Всеобщее осуждение блокады
_________________________________________________________________
5.1 Противодействие внутри Соединенных Штатов Америки
Несмотря на явное ухудшение отношений нынешнего правительства США с Кубой, многие круги американского общества выступают против блокады острова.
Представители сельскохозяйственных, культурных, образовательных секторов и деловых кругов не только осуждают политику правительства США, нарушающую принципы международного права, но и делают активные попытки оказать политическое влияние на исполнительные и законодательные сферы власти на государственном и федеральном уровнях. Такие группы, как, например, Engage Cuba, основывая новые государственные советы на территории США, тем самым, расширили и диверсифицировали масштабы своей деятельности.
Заключение ряда соглашений и деловых сделок свидетельствует об интересе этих кругов в установлении здоровых двусторонних взаимовыгодных связей. Стала очевидной готовность многих жителей США содействовать улучшению отношений и отмене блокады, введенной против Кубы.
Далее приводятся некоторые примеры противодействия блокаде внутри Соединенных Штатов:
• 5 апреля 2018 года сенатор Джон Бузман (республиканец от штата Арканзас), глава Подкомитета по сырьевым товарам, рынкам, торговле и управлению рисками комитета Сената США по сельскому хозяйству, питанию и лесному хозяйству, опубликовал статью под названием «Пришло время расширить экспорт сельхозпродукции США на Кубу» на веб-сайте проекта Washington DC 100 фирмы по связам с общественностью Story Partners. Бузман в своей статье критикует запрет на предоставление частных кредитов на экспорт сельхозпродукции США на Кубу и положительно высказался о законопроекте «О расширении экспорта сельскохозяйственной продукции», представленном им в Сенате совместно с бывшем сенатором Хайди Хайткэмп (демократки от штата Северная Дакота).
• 19 апреля 2018 года член Палаты представителей конгресса США от штата Флорида Кати Кастор написала в социальной сети twitter, что она надеется, что в будущем правительства Кубы и США прислушаются к жителям обеих стран, которые хотят перемен, компромиссов и свободы. Она добавила, что самое главное – это чтобы обе стороны участвовали и вели переговоры в этом сложном и современном мире, подчеркнув: «Несмотря ни на что мы – соседи».
• 19 апреля 2018 года Колин Лаверти президент организации Cuba Educational Travel в своем заявлении осудил политику блокады, отчуждения и враждебности, проводимую президентом Дональдом Трампом в отношении Кубы. Он отметил, что Трамп поставил американский народ и учреждения страны вне игры, и что за отсутствием разумной политики США очень важно, чтобы народы обеих стран продолжали налаживать связи. Лаверти заявил, что его организация будет и впредь неустанно работать во имя объединения двух стран, надеясь на улучшение двусторонних отношений.
• 23 апреля 2018 года конгрессмены Роджер Маршалл, Рик Кроуфорд и Том Эммер (республиканцы от штатов Канзас, Арканзас и Миннесота) опубликовали в электронном информационном специализирующемся на сельском хозяйстве издании Feedstuffs статью под заголовком: «Простое решение могло бы открыть рынок в два миллиарда долларов для сельхозпроизводителей США». Статья призывает правительство Дональда Трампа максимизировать доходы фермеров США, и выражает стремление законодателей поддержать частный сектор Кубы и использовать свой авторитет для открытия более широкого доступа к американскому рынку для кубинской агропромышленности. В своей статье они обосновывают эту мысль следующим образом: если бы США имели возможность продавать свои продукты Кубе, доход Арканзаса от сельскохозяйственной торговля мог бы достигнуть суммы в 52 миллионов долларов; в Канзасе эта сумма превысила бы 55 миллионов долларов при увеличении продажи пшеницы на 25%, в Миннесоте продажа увеличилась бы на 50 миллионов долларов.
• 4 июня 2018 года бывший сенатор Джефф Флэк (республиканец от штата Аризона) на пресс-конференции в Гаване отметил, что он всегда выступал против блокады и за нормализацию отношений между Кубой и США. Также он заявил, что ему приятно видеть рост числа граждан США, посетивших Кубу за период с 2014 по 2016 гг, и что, несмотря на трудности, он своим визитом хотел показать американцам, что ездить на Кубу безопасно.
• 7 июня 2018 года состоялся «круглый стол» с участием конгрессменов, законодателей США и руководителей лоббистской группы Engage Cuba, посвященный торговым отношениям США с Кубой. Сенатор от штата Арканзаса Джон Бузман отметил, что фермеры США в настоящий момент находятся в трудной ситуации из-за низких цен на почти все базовые продукты, поэтому установление двусторонних коммерческих связей с Кубой было бы выгодно для всех. Представитель от Миннесоты Том Эммер тоже говорил о возможности укрепления двустороннего сельскохозяйственного и экономического потенциала и о необходимости увеличения количества экспортных рынков, добавив, что эмбарго, как политика, провалилось, поэтому он будет по-прежнему требовать ее отмены. На этой же встрече представитель от штата Арканзас Рик Кроуфорд, отметил, что установление коммерческих связей с Кубой будет способствовать улучшению отношений между двумя странами.
• 7 июня 2018 года лоббистская группа Engage Cuba заявила в социальной сети «Твиттер»: «Пришло время отставить политику в сторону и поступить правильно: поддержать Конгресс в целях налаживания торговых отношений между Кубой и США».
• 10 июня 2018 года был учреждён 18 совет Engage Cuba в штате Пенсильвания с участием двухпартийной группы должностных лиц от штатов, бизнес- и сельхоз-лидеров. Во время акта председатель группы Джеймс Уильямс призвал Конгресс отменить ограничения в отношении Кубы, поскольку это причиняет ущерб в равной степени кубинцам и гражданам Пенсильвании.
• 11 июня 2018 года представители Конгресса штата Пенсильвания и ассоциированные члены исполнительного комитета Engage Cuba призвали Конгресс США отменить ограничения в отношении Кубы, поскольку это причиняет ущерб в равной степени кубинцам и гражданам это штата.
• 13 июня 2018 года Национальная ассоциация сельскохозяйственных департаментов штатов США (NASDA) потребовала от правительства Дональда Трампа отмены блокады и нормализации двусторонних торговых отношений.
• 13 июня 2018 года Комитетом по сельскому хозяйству в Сенате по предложению сенаторов Хайди Хайткэмп и Джона Бузмана от штатов Северная Дакота и Арканзас была одобрена поправка к Генеральному закону о сельском хозяйстве 2018 года, благоприятствующая Кубе. Целью поправки является укрепление фондов для расширения доступа на кубинской рынок для сельхозпродукции США.
• 13 июня 2018 года бывший сенатор Хайди Хайткэмп (демократка от штата Северная Дакота) в своем сообщении для прессы заявила, что «здесь, в Северной Дакоте, мы понимаем, насколько важна торговля для земледельцев и животноводов. Ослабление эмбарго Кубы стало важным шагом на пути создания условий для импорта на остров сельхозпродукции США, но мы можем сделать гораздо больше для того, чтобы поддержать рентабельную сельскохозяйственную торговлю с Кубой». Она также добавила, что сельхозпроизводители Северной Дакоты считают Кубу естественным рынком для реализации своих продуктов, таких как: фасоль, бобовые и чечевица, отметив, что двусторонняя поправка наделяет Национальную ассоциацию сельскохозяйственных департаментов штатов США (NASDA) правом создавать надежные торговые союзы между производителями Северной Дакоты и кубинскими покупателями, без дополнительных нагрузок для налогоплательщиков.
• 14 июня 2018 года Национальная ассоциация сельскохозяйственных департаментов штатов США (англ. сокр. NASDA) направила письмо президенту Дональду Трампу, Сенату и Палате представителей этой страны с требованием положить конец блокаде Кубы.
• 20 июня 2018 года д-р Уильям М. Лео Гранде профессор и почетный декан Факультета общественных отношений American University выступил на заседании Палаты представителей США. Он признал, что санкции, вводимые против Кубы на протяжении десятилетий, не увенчались успехом, и что нет никаких причин для того, чтобы не поддерживать отношений с Кубой. Он заявил также, что согласен с тем, чтобы сельхозпроизводители США имели возможность финансировать продажу своей продукции Кубе, и чтобы были отменены ограничения на поездки на Кубу. Он также отметил, что американские компании должны иметь возможность торговать и инвестировать на Кубе.
• 28 июня 2018 года бывшая сенатор от демократов, штат Миссури, Клэр Маккэскилл в своем интервью сайту радиовещательной сети Brownfield Agricultural News For America, заявила, что поддерживает рост торговых отношений с Кубой.
• 28 июня 2018 года Сенат США одобрил законопроект о сельском хозяйстве 2018 года, включающий распоряжение по авторизации использования фондов торгового стимулирования США для расширения доступа на кубинский рынок. Распоряжение, представленное бывшим сенатором Хайди Хайткэмп, было принято голосованием Комитета Сената по сельскому хозяйству.
• 2 июля 2018 года представитель Палаты от штата Пенсильвания Грег Ротман в своей статье, опубликованной в Penn Live под заголовком «Куба – это стимул, в котором нуждаются фермеры Пенсильвании», он отметил перспективы торговли между Кубой и Пенсильванией, в особенности, по экспорту молока, с учетом исторических отношений с островом. Он также призвал законодателей штатов выступить за отмену блокады Кубы.
• 24 июля 2018 года Совет города Питтсбурга, Пенсильвания, принял декларацию в поддержку отношений между США и Кубой с требованием положить конец блокаде Кубы.
• 5 сентября 2018 года двухпартийная группа из более 60 сельскохозяйственных ассоциаций, предприятий и должностных лиц 17 штатов, призвала руководство Сельскохозяйственного комитета Палаты представителей и Сената включить в законопроект о сельском хозяйстве 2018 года распоряжение о расширении сельскохозяйственной торговли с Кубой и отмены ограничений для частного финансирования экспорта пищевых продуктов США.
• 27 сентября 2018 года стало известно, что президент Национальной ассоциации государственных департаментов сельского хозяйства (NASDA) Соединенных Штатов Джефф Витте заявил, что NASDA полностью поддерживает расширение торговли сельхозпродуктами и сотрудничество с Кубой, и что действующую блокаду следует отменить.
• 9 октября 2018 года интернет-издание Southwest Farm Press опубликовало интервью вице-президента Коалиции по сельскому хозяйству США для Кубы (USACC) Пола Джонсона, в котором тот заявил, что Куба является потенциальным рынком в два миллиона долларов для производителей сельскохозяйственной и животноводческой продукции США. Дженсон отметил преимущества от торговли сельхозпродукцией и научного сотрудничества в этой сфере для обеих стран.
• 31 октября 2018 года, после заседания Генеральной Ассамблеи ООН по кубинскому проекту резолюции, представители гражданского общества США и группы солидарности с Кубой поддержали требования международного сообщества положить конец установленной США блокаде. Перед зданием дипмиссии Кубы в Нью-Йорке собралась группа поддержки резолюции, в том числе, исполнительный директор Межрелигиозного фонда общественной организации «Пасторы за мир» Гейл Уокер, координатор движения солидарности с Кубой в Нью-Йорке Айк Нахем, а также Мартин Коппель, один из лидеров Социалистической рабочей партии США.
• 21 декабря 2018 года сенатор от республиканцев, штат Арканзас, Джон Бузман подчеркнул, что принятие Закона о сельском хозяйстве 2018 года с поправкой в отношении Кубы, явилось немалой победой для жителей США, которые ведут неустанную работу в целях расширения доступа на кубинский рынок.
• 23 января 2019 года Городской совет Сент-Пол принял единогласно резолюцию с требованием к федеральному правительству отменить блокаду Кубы.
• 23 января 2019 года член Комитета солидарности Миннесоты с Кубой Карла Риехле, говоря о Кубе, заявила, что ни одна страна, даже страны с чудовищным послужным списком нарушения прав человека, не подвергалась столь суровому наказанию со стороны США.
• 4 февраля 2019 года представитель от штата Арканзас, республиканец Рик Кроуфорд, заявил, что возможности для принятия закона о свободной торговле с Кубой возросли, и что инициатива пользуется широкой поддержкой. Он отметил, что за пределами Флориды отмену блокады «поддерживает, быть может, более 70%» жителей США, добавив: «Думаю, мы должны продолжить оказывать давление».
• 7 февраля 2019 года представитель от демократов штата Массачусетс Джим МакГоверн заявил на пленарном заседании Палаты представителей, что «введение в действие раздела III Закона Хелмса Бертона означает штрафовать компании за такую же деятельность, какую ведут компании США по всему миру; это откроет новый фронт в торговой войне, завалит суды исками, исключит возможность переговоров о компенсации по требованиям США на Кубе, что, в итоге, принесет убытки американцам, которые намереваются получить компенсацию за утраченную собственность».
• 8 февраля 2019 года сенатор от демократов штата Миннесота Эми Клобушар представила в Комитет по вопросам банковского дела, жилищного строительства и городского хозяйства Сената США резолюцию об отмене блокады Кубы. Проект поддержали сенаторы Патрик Лихи (штат Вермонт) и Майкл Б. Энзи (штат Вайоминг).
• 22 февраля 2019 года Коалиция по сельскому хозяйству США для Кубы направила письмо Министру сельского хозяйства Сонни Пердью, которые подписали более 100 организаций сельхозпроизводителей, выразивших свое желание оставить открытой торговлю с Кубой и свой интерес в расширении экспорта своих продуктов на Кубу.
• 4 марта 2019 года председатель Engage Cuba Джеймс Уильямс сделал следующее заявление по поводу решения Госдепартамента США отсрочить всего лишь на 30 дней применение раздела III закона Хелмса-Бертона: «Это продолжение той же политики блокады, которая не имела успеха на протяжении почти 60 лет. Продолжение этой провалившейся политики противоречит интересам американцев и идет на руку нашим противникам. Мы, вместе с нашими сторонниками в Конгрессе, продолжим работу, отвергая эту провалившуюся политику до тех пор, пока эмбарго не прекратится полностью».
• 4 марта 2019 года исполнительный директор Группы исследований по Кубе Рикардо Эрреро, в ответ на сообщение Госдепартамента США о прекращении продления отсрочек применения третьего раздела закона Хелмса-Бертона, отметил:»Если 60 лет неудавшейся политики эмбарго чему-то нас и научили, так это тому, что изменения на Кубе не произойдут в результате односторонней экономической агрессии, ведущейся из Вашингтона или Майями. Жаль, что советники президента предпочитают игнорировать этот урок. Мы призываем президента Трампу следовать своей интуиции, проявленной им в начале своей кампании 2016 года, и активно продвигать по отношению к Кубе политику конструктивного компромисса, ставящую на первое место интересы США и кубинского народа».
• 4 марта 2019 года офис Вашингтонский офис по Латинской Америке (WOLA) в своем пресс-релизе выступил с критикой решения правительства Трампа о временном прекращении продления отсрочек применения III раздела. «Внешняя политика Трампа, призвана, по-видимому, наказать Кубу, вместо того, чтобы нормализовать эти отношения в своих же собственных интересах. В момент, когда на Кубе происходит важный процесс внутренней поэтапной реформы, правительству США не следует усиливать враждебность».
• 5 марта 2019 года члены группы Cuban Americans for Engagement (CAFE) в сообщении для прессы выразили свою оппозицию решению правительства США о частичном прекращении продления отсрочек применения III раздела закона Хелмса-Бертона, которое они расценивают как вмешательство, затрагивающее суверенитет стран, имеющих торговые отношения с Кубой.
5.2 Противодействие со стороны международного сообщества
Осуждение экономической, торговой и финансовой блокады, введенной правительством США против Кубы, различными акторами международного сообщества растет и становится все более заметным. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие примеры.
• 13 сентября 2018 года в рамках 39-й очередной сессии Совета ООН по правам человека присутствующие осудили негативные последствия блокады и призвали к ее полной отмене. На этот раз, 23 развивающиеся страны в своих выступлениях во время интерактивного диалога со Специальным докладчиком отметили отрицательное воздействие односторонних принудительных мер на осуществление прав человека.
• 22 сентября 2017 года министры иностранных дел «Группы 77 плюс Китай» в своей Декларации в очередной раз осудили блокаду Кубы и применение односторонних принудительных мер в отношении развивающихся стран. Текст этого документа был принят на 42-м Совещании министров иностранных дел «Группы 77 плюс Китай», состоявшемся в рамках 73-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.